Анализ  методической  недели

по  теме «Деятельностная парадигма образования» МОУ АСОШ №3.

     С целью  управления качеством образования, повышения профессионального мастерства  педагогических кадров с 20 по 24 апреля 2015 года в школе проводилась методическая неделя.

     Задачи:

1.Выявить  уровень владения   и понимания педагогами  школы технологии системно-деятельностного подхода,  наметить пути совершенствования условий, способствующих  повышению качества образования.

2.Оценить  деятельность  учителя по применению  СД подхода в образовательном процессе.

3.Выявить  опыт работы  педагогов, заслуживающий  обобщения и распространения, через конкурс педагогического мастерства.

4..Анализировать деятельность ШМО по реализации и внедрению в практику требований  новых стандартов образования, по диссеминации педагогического опыта.

    Для успешной  реализации поставленных  задач был разработан план  проведения методической недели  и утверждён директором школы. Экспертами выступили: администрация школы, учителя высшей категории, руководители ШМО. Согласно плану  проведен конкурс педагогического мастерства, в котором приняли участие разные категории педагогов: учителя-стажисты, которые имеют педагогический стаж более 10-20 лет, так и молодые педагоги со стажем от 0 до 5 лет.

    В течение  недели педагоги имели  возможность посетить презентационные площадки школьных методических объединений, на которых были представлены практические разработки членов методических объединений по реализации СД подхода, формированию УУД, прошедшие внешнюю экспертизу, через обобщение опыта на мастер-классах, открытых занятиях, в профессиональных изданиях, конкурсах и т.д.

    Объектом  исследования  явились уроки и внеаудиторные занятия  как ведущая форма в деятельности учителя  и ученика и диагностика профессионально-педагогической  компетентности учителя, через выставки методических разработок на презентационных площадках школьных методических объединений.

    В соответствии  с планом проведения  методической недели в ходе работы экспертной комиссии использовались и были адаптированы следующие методики: методика Скворцовой «Критерии оценивания внеаудиторного занятия», методика Шадрикова «Анализ урока по ФГОС», определены критерии оценивания презентационных площадок, в соответствии деятельностного подхода, формирования УУД, направления школы, и  составлен график открытых уроков, внеаудиторных занятий.

     Всего было  проведено 6 открытых уроков, 6 внеаудиторных занятий, 6 презентационных площадок ШМО.  Следует отметить низкую явку педагогов для знакомства с опытом коллег.

    Наибольший  интерес у членов экспертной  комиссии вызвало внеаудиторное занятие по истории  в 6 классе. Учитель Лиханов А.В. продемонстрировал достижение метапредметных результатов образования  в ходе семинарского занятия по обобщающей теме программного материала  «Киевская Русь». Отбор содержания материала соответствовал возрастным особенностям учащихся, поставленным целям и задачам, вся структура внеаудиторного занятия логически выдержана, научно обоснована, способствует формированию УУД (выбор учащимися способов действия, планирования, целеполагания, работа с информацией, наглядно продемонстрирован учителем этап восприятия, поиска и записи информации учащимися, используя схему и рисунок.) На высоком научно-методическом уровне учитель показал формирование логических операций анализа, синтеза, классификации, сравнения, обобщения, подведения под понятия, поиска аналогий, формирование умения строить суждения, через выявление причинно-следственных связей прошлых исторических событий с современностью. Отбор содержания материала погружает учащихся в атмосферу не просто сухих исторических фактов, а создает ситуацию для размышления, обобщения, через анализ и сопоставление прошлых событий с настоящим, формируется понятийное мышление учащихся, вводятся научные понятия гипотезы, исследования, развивается  абстрактно-образное мышление учащихся, что также соответствует надпредметному содержанию образования. На высоком методическом уровне показано учителем формирование личностного самоопределения учащихся, когда ребенок делает вывод не только по занятию, но и то как он самоопределился, проговаривая личностно-значимые ценности, например: Вывод, который сделал для себя ученик, это что нужно учиться,учится и еще раз учиться. Или, «Уроки истории очень интересные» и т.д.

   Также на   высоком научно-методическом  уровне проведёно внеаудиторное занятие  по английскому языку, тема: «Никто не забыт, ничто не забыто». Занятие,  проведённое опытным учителем английского языка Будаевой Ц.Ц., имело большой воспитательный  и познавательный эффекты. Содержание материала занятия соответствует целям, задачам и достижению планируемых результатов по формированию универсальных учебных действий, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся по отношению к Великой Отечественной войне, Победе. Поисково- исследовательская деятельность способствует формированию и развитию духовно-нравственных аспектов личности, ценностного отношения к событиям исторического прошлого. Кроме того, включение НРК по патриотическому воспитанию способствует личностному и жизненному самоопределению, смыслообразованию и  соответствует программному материалу рабочей программы английского языка: «Праздники, отмечаемые в России». Рассказывая на английском языке о своих предках, воевавших на фронтах отечественной войны, формируется не просто коммуникативная компетентность, но и происходит нравственно-этическое оценивание, самоопределение, обеспечивающее личностный моральный выбор учащихся, что есть война и чего стоит Победа.

 Заслуживает внимания и хорошей методической оценки внеаудиторное занятие в 1 классе учителя Хаимчиковой Ц.Д. по теме «Алфавит». В ходе образовательного путешествия в мир букв, через практикоориентированную деятельность, с опорой на субъектный опыт учащихся формировались универсальные учебные действия, поиска и восприятия информации, устанавливали причинно-следственные связи, таким образом,  учитель осуществил достижение метапредметных результатов образования.

    Урок  окружающего  мира во 2 классе  Цыбеновой Б.Ж. по теме «Дикие и домашние животные» соответствовал требованиям  новых стандартов образования. Грамотно выдержан этап целеполагания и постановки учебной задачи. Отбор содержания материала соответствовал возрастным особенностям учащихся, теме, цели и задачам урока. В ходе  урока учащиеся заполняли таблицу для выявления особенностей диких и домашних животных с опорой на жизненный опыт учащихся, таким образом четко выдержана технология формирования метапредметных результатов поиска и восприятия информации, в том числе средствами ИКТ, через развитие логических операций  анализа, синтеза, сравнения и классификации.

  В соответствии  с требованиями новых стандартов образования,  с применением системно-деятельностного подхода  в обучении проведёно учебное занятие по бурятскому языку  в 6 классе учителем Анадаевой А.В. по теме «Дети войны», технология отвечает требованиям ФГОС, (поисково-исследовательская деятельность), но форма занятия больше соответствовала внеурочной форме.    

Урок английского языка по теме «Места, которые я хотел бы посетить в Лондоне», проведенный Бадмаевой О.Ю в 5 классе показал, что учитель владеет технологией системно-деятельностного  подхода, постановка учебной задачи, организация деятельности учащихся способствует формированию коммуникативной компетентности учащихся и личностному самоопределению учащихся в выборе мест, которые они  хотели бы посетить в Лондоне. Учителем использована сингапурская методика формирования коммуникативных навыков при обучении иностранному языку, что отвечает требованиям деятельностной парадигмы образования.

   В конкурсе педагогического мастерства определены 3 номинации:

Номинация «Лучший урок», определены 3 призера: Бадмаева О.Ю. -344 б-1 место, Цыбенова Б.Ж.-290 б, Анандаева А.В.- 224б.

Номинация «Лучшее внеаудиторное занятие», определены также 3 призера: Лиханов А.В.-196б, ,Будаева Ц.Ц.-154 б, Хаимчикова Ц.Д.-129б. «Лучшая презентационная площадка», определены 3 призера:

ШМО Англ.языка- средний балл-38б -1 место, нач.школы-35,8-2 место.

ШМО точных наук-35,3 б.- 3место

Также подведен общий итог по результативности деятельности школьных методических объединений согласно результатов открытых учебных, внеаудиторных занятий и презентационных площадок, который выявил следующее: 1 место-ШМО анг.языка-100,3б. 2 место –ШМО нач.классов-82,3б.3 место –естественнонаучный цикл-73,3б.

Выводы:

1.Поставленные цели и задачи достигнуты частично, потому как не было полноценной заинтересованности в посещении  открытых внеаудиторных занятий, уроков, презентационных площадок, не случилось целостного обобщения опыта педагогов.

2. Анализ открытых уроков и внеаудиторных занятий выявил, что технологией СД владеют -83,3 % педагогов, что является проблемным полем в профессиональной компетентности  педагогов, учитывая, что ФГОС на основной ступени реализуется 3 года.

Рекомендации:

1.Руководителям ШМО организовать работу по самообразованию педагогов, освоению системно-деятельностного подхода, практиковать взаимопосещение уроков.

2.Методическому объединению учителей русского языка и литературы рассмотреть  вопрос методики, методологии литературоведения, изучить технологию СД, ИКТ технологии и применять на практике.

3.Заместителям директора по УВР,НМР,ВР разработать диагностические карты по  изучению трудностей и лучшего опыта в работе учителей для качественного мониторинга профессиональной компетентности педагогов.

4.Рекомендовать учителю истории Лиханову А.В. обобщить опыт работы по теме, например «Освоение новых подходов к образованию».

5. По результатам конкурса педагогического мастерства  молодых педагогов Бадмаеву О.Ю. Цыбенову Б.Ж. Дабаева Д.Ю. Цыренова Д.Б. Дамдинова Б.С аттестовать на соответствие занимаемой должности.

6.Администрации пересмотреть процедуру проведения методической недели так, чтобы была возможность большего посещения педагогами мероприятий недели.

7.Практиковать проведение презентационных площадок в 1 день.

8. Администрации выработать план действий по работе со школьными метод.объединениями,

9. Ввести в практику неделю молодого педагога (раз в четверть).

10.ШМО усилить работу с одаренными детьми в системной деятельности.

Считать  проблемными вопросы:

  1. Совершенствование  уровня приёмов и способов  учебной деятельности обучающихся  как необходимого условия повышения  качества образования, соответствие цели урока и отбор содержания материала, рефлексии.
  2. Формирование  у обучающихся  новых форм учебной  деятельности: самоконтроль, самооценка, рецензирование, прогнозирование  учебной деятельности, побуждении к поиску альтернативных решений.
  3. Включать  в воспитательный  компонент урока, задачи  по формированию новых мотивов, убеждений  в ценности образования.
  4. Внедрение  в учебно-воспитательный  процесс всеми учителям системно-деятельностного  подхода как основного способа, совершенствования качества  образования.

5.Не владеют методикой  организации работы в группах:

-распределение ролей

-отсутствует постановка вопроса перед группой.

-работы над проектом

-защиты презентации, т.е. готового продукта.

-отсутствует коммуникативное взаимодействие, самооценка группы, саморефлексии.

          6..Поышение  профессионально-педагогической  компетентности, через обобщение педагогического опыта на различных уровнях конкурсах, профессиональных изданиях.

Экспертная  группа:

1.Батуев Д.Б. –директор МОУ АСОШ№3

2.Ринчинова Ц.Б.- зам.директора по НМР

3.Дамдинова Т.Г.- зам.директора по УВР

4.Санжиева Т.А.- зам.директора ВР

5.Аюров Б.Б.- учитель физики высшей квалификационной категории

6.Ячменева Л.В.- учитель начальных классов высшей квалификационной категории

7.Ринчинова В.Ц.-  учитель начальных классов высшей квалификационной категории

8.Пурбуева Р.С.- учитель начальных классов высшей квалификационной категории

9.Базаржапова Б.А.- учитель биологии первой квалификационной категории руководитель ШМО учителей естественных наук.

10Лодоева В.Г.- учитель английского языка высшей квалификационной категории, руководитель ШМО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять