Согласно приказу № 1577 от 31 декабря 2015 г. Минобрнауки России «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:
- планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
- содержание учебного предмета, курса;
- тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Необходимым на наш взгляд является наличие пояснительной записки с отражением НПА, обоснованием УМК и т.д.
Таким образом, согласно положению МОУ «АСОШ№3» «О рабочей программе по предмету» рабочая программа по предмету состоит из:
– Пояснительной записки, в которой указывается нормативно- правововая база, уточняются цели, дается обоснование УМК, особенности работы с классом
– Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса (Личностные, метапредметные и предметные результаты)
– Содержание
– Тематическое планирование с указанием часов и форм внеурочных занятий.
I пояснительная записка
- Нормативно- правовая база
Например:
Для 5-9 классов
Рабочая программая по … составлена на основе примерной программы по учебному предмету «…», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (Приказ Минобрнауки № 1897 от 17 декабря 2010г) и изменениями, внесенными в ФГОС ( Приказ Минобрнауки №1644 от 29.12.2014 года), ООП ООО или ООП СОО школы, Федерального перечня учебников.
Для 10- 11 классов
Рабочие программы разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (Приказ Минобрнауки № 413 от 12 мая 2012г) и изменениями, внесенными в ФГОС ( Приказ Минобрнауки №1645 от 29.12.2014 года), ООП ООО школы или ООП СОО школы, Федерального перечня учебников.
- Общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета;
Описание возрастных особенностей можно добавить;
3) обоснование УМК (соответствует Федеральному перечню учебников)
4) особенности работы с классом, приемы и технологии
5) Контроль и оценка планируемых результатов.
Так как школа является пилотной площадкой по независимой системе качества образования, то следует указать как один из видов контроля – мониторинг метапредметных результатов через образовательные события. А также как ведется мониторинг предметных результатов- периодичность, средства оценивания – контрольные работы, тесты, зачеты, проекты, индивидуальные маршруты, индивидуальные образовательные программы. Необходимо выбрать и указать, можно указать какие ФОСы используются.
ФОС – фонд оценочных средств – контрольные работы с указанием результатов, которые проверяет данная контрольная работа, со спецификацией – разбаловкой и т.д.!!!
II Планируемые результаты освоения учебного предмета,курса (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
III Содержание учебного предмета, курса
IV Тематическое планирование с указанием часов и форм внеурочных занятий.
Тематическое планирование в рабочей программе состоит из тематических блоков, объединяющих ряд дидактических единиц соответствующего раздела содержания учебного предмета, рассчитанных на изучение в течение нескольких уроков. Обязательной частью тематического планирования является определение основных видов учебной деятельности учащихся, направленных на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы.
Рабочая программа позволяет распределить учебные часы по разделам и темам курса, указывая последовательность их изучения; перечень лабораторных работ, опытов, демонстраций, экскурсий, проектов (в зависимости от специфики учебного предмета).
По изменениям , вносимым в ФГОС ООО и СОО
«Участниками образовательного процесса» заменить на «Участники образовательных отношений».
«Ступени» заменены на «Уровни» ( дошкольного, начального, основного, среднего общего образования), а также «на ступени ООО» – заменено на «при получении ООО»
«Образовательное учреждение» заменено на «Организация, осуществляющая образовательную деятельность»
«Образовательный процесс» – на «Образовательную деятельность» .