Система оценки качества образования

1.3 СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

МОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа»

Система оценки качества образования МОУ «АСОШ№3» включает 3 направления: оценка управленческой деятельности, оценка профессиональной компетентности педагогов школы и оценка достижения планируемых результатов ФГОС учащихся. В свою очередь каждое направление имеет внешнюю и внутреннюю оценку качества.

НаправлениеОценкаМероприятия (инструмент)
Управленческая деятельностьВнешняя Аккредитация, лицензирование, мониторинг «Удовлетворенность образовательной средой» ВСОКО, плановые проверки Комитета образования ГО «Поселок Агинское»
ВнутренняяСамооценка управленческой деятельности, анализ работы школы за год, реализация внутришкольного контроля, психолого- педагогические консилиумы, научно-методические советы, совещание при директоре, завуче, педагогический совет, заседания Управляющий совет, Попечительский совет
Профессиональная компетентность педагоговВнешняя Аттестация учителей, обобщение опыта
ВнутренняяЕдиные методические дни, конкурс педагогических инициатив, Школьный интеллектуальный марафон, награждение «Лучшего учителя школы» по результатам достижений за год и опросу учащихся.
Достижение планируемых результатов учащихся Внешняя Государственная итоговая аттестация выпускников 9 и 11 классов. Стартовые работы «Эврики» по математике, русскому языку и метапредметные работы для учащихся 4 и 5 классов (predm.kpmo).
Диагностические тестирования по предметам «Статград» (mioo.statgrad.ru). Международный турнир по математике среди учащихся 2-х и 5-х классов (mggpu.studzon.ru), олимпиады, научно- практические конференции муниципального, регионального, Всероссийского уровня, городские контрольные работы по предметам.
ВнутренняяСтартовые, промежуточные и итоговые исследования через административные контрольные работы, промежуточные диагностические тестирования, мониторинговые исследования сформированности метапредметных и личностных результатов (согласно инструментарию диагностических исследований), конкурс портфолио

В декабре 2013 года в МОУ «АСОШ№3» проведена переговорная площадка «Моделирование системы оценки достижения планируемых результатов основной образовательной ООО. На данной площадке родительскую общественность представляли родители учащихся, обучающихся по ФГОС, учительскую общественность — педагоги школы, ученическую общественность – Школьное самоуправление. Переговорная площадка прошла в присутствии членов Управляющего совета. В завершении 1 этапа работы выведены наиболее значимые  метапредметные и личностные результаты, которые требовали к себе особого внимания с учетом анализа исследований, проведенных при решении проектной задачи и проектных погружений, а также с точки зрения каждой категории представителей переговорной площадки. На втором этапе каждая категория подобрала с помощью определенных ориентиров набор инструментария для мониторинга выявленных метапредметных и личностных результатов. Следует отметить одно из значимых решений переговорной площадки о введении иных способов оценивания предметных результатов помимо отметочного (5-балльного), который не позволяет проследить индивидуальный прогресс каждого ребенка. Среди подобных способов оценивания явилось составление контрольных работ, аналогов заданий ЕГЭ, где максимальный балл составляет 100%, а также составление 3-х уровневых заданий (репродуктивный, продуктивный и функциональный уровень усвоения учебного материала учащимися).

Оценка результатов деятельности МОУ «АСОШ№3» осуществляется в ходе его аккредитации, а также в рамках аттестации педагогических кадров. Она проводится на основе результатов итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом:

• результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального, регионального, муниципального);

• условий реализации основной образовательной программы основного общего образования;

• особенностей контингента обучающихся.

Предметом оценки в ходе данных процедур является также текущая оценочная деятельность школы и педагогов и, в частности, отслеживание динамики образовательных достижений выпускников основной школы.

Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений и портфель достижений как инструменты динамики образовательных достижений

Система оценки достижения планируемых результатов включает в себя две согласованные между собой системы оценок:

·      внешнюю оценку (оценка, осуществляемая внешними по отношению к школе  службами)

·       внутреннюю оценку (оценка, осуществляемая самой школой – обучающимися, педагогами, администрацией).

Внешняя  оценка планируемых результатов

Внешняя оценка образовательных  результатов может  проводиться:

1)   На старте (в начале 5-го класса) в рамках регионального (или муниципального) мониторинга образовательных достижений обучающихся силами региональных  (или муниципальных) структур оценки качества образования.

Основная цель диагностики– определить готовность пятиклассников обучаться на следующей ступени школьного образования.

Тестовый комплект, предназначенный для внешней оценки готовности пятиклассников к обучению в основной школе, построен на материале математики, русского языка, естествознания ( стартовая работа по русскому языку, стартовая работа по математике и т.д.).

2)   В ходе аккредитации образовательного учреждения силами региональной службы по контролю и надзору в сфере образования с привлечением общественных институтов независимой оценки качества образования.

Цель оценочных процедур– определить возможности образовательного учреждения выполнить взятые на себя обязательства в рамках  созданной основной  образовательной  программы основного  общего  образования и дать оценку достижений запланированных образовательных результатов всеми субъектами ООП.

3) В рамках государственной  итоговой аттестации (9 класс). Предметом государственной итоговой аттестации освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования являются достижения предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в рамках учебных дисциплин, необходимых для продолжения образования.

Итоговая аттестация по результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования включает три составляющие:

•       итоги внеучебных (школьных и внешкольных) достижений обучающихся за 7-9-й классы, которые оформляются  в специальное  индивидуальное портфолио  учащихся. В школе каждый год проводится конкурс портфолио, который позволяет каждому учащемуся подвести итог учебной и внеучебной деятельности.

•       результаты экзаменационных испытаний (экзамены) выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения  основной образовательной программы основного общего образования.

По окончании курса основного общего образования производится прием учащихся в 10 класс на основе конкурса аттестатов, портфолио и итоговых индивидуальных проектов учащихся.

 Учебные  предметы и их количество для  государственного экзамена  определяется на Федеральном уровне специальным Положением о государственной (итоговой) аттестации. Данная форма экзамена организуется муниципальными, территориальными, окружными экзаменационными комиссиями.  Экзаменационные материалы разрабатываются на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на конкурсной основе с привлечением специалистов  различных научно-педагогических организаций, включая и Федеральный институт педагогических измерений. В состав государственного  теста  входят   задания не только на оценку предметной грамотности, но и задания на оценку  сформированности у выпускников основной школы ключевых компетентностей (учебной, информационной, коммуникационной, решения проблем).

Выпускникам с ОВЗ (1 — 7 вида) предоставляется возможность сдать Государственные выпускные экзамены по русскому языку и математике. Выпускники 8 вида сдают школьный экзамен по технологии.

Школа находится на территории Агинского бурятского округа, поэтому все дети бурятской национальности сдают экзамен по бурятскому языку, изучавшие бурятский язык с 1-го класса в формате ГИА, изучавшие по программе интенсивного обучения – школьный экзамен.

       Внутренняя оценка планируемых результатами силами образовательного учреждения

Система внутришкольного система обеспечения качества образования, мониторинг образовательных достижений (личностных, метапредметных и предметных) позволяет достаточно полно и всесторонне оценивать как динамику формирования отдельных личностных качеств, так и динамику овладения метапредметными действиями и предметным содержанием.

Внутренняя оценка предметных и метапредметных результатов образовательного учреждения  включает в себя стартовое, текущее (формирующее) и промежуточное (итоговое) оценивание.

Предметом  стартового оценивания, которое проводится в начале  каждого учебного года, является определение остаточных знаний и умений учащихся относительно  прошедшего  учебного года, позволяющего  учителю  организовать эффективно процесс повторения и  определить эффекты от  своего обучения за прошлый учебный год.

Предметом  текущего (формирующего) оценивания является операциональный состав предметных способов действия и ключевых компетентностей. Такое оценивание производится  как самим  обучающимся, так и учителем и осуществляет две важные функции: диагностическую и коррекционную. Цель  такого  оценивания увидеть проблемы и трудности в освоении  предметных способов действия и компетентностей и наметить план работы по ликвидации возникших  проблем и трудностей.

Предметом  промежуточного (итогового) оценивания на конец учебного  года является уровень освоения обучающимися культурных предметных способов и средств действия, а также ключевых компетентностей. Проводит такое оценивания внешняя относительно  учителя школьная  служба оценки  качества образования.

Внутришкольный мониторинг образовательных достижений ведётся каждым учителем-предметником и фиксируется с помощью оценочных листов, классных журналов, дневников учащихся на бумажных или электронных носителях.

1.3.1. Особенности оценки предметных результатов

Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий. В школе присутствует отметочная система оценивания предметных результатов, однако, она не позволяет увидеть индивидуальный прогресс каждого ребенка. После проведения переговорной площадки, посвященной оценивания планируемых результатов введены иные способы оценивания на усмотрение учителя. В школе появилась 100-балльное, а также трехуровневое оценивание.  

Механическое воспроизведение услышанной, увиденной, прочитанной информации

Репродуктивный уровень усвоения учебного материала

Осознанное воспроизведение  и применение полученной информации

Продуктивный уровень

Использование полученной информации в нестандартных ситуациях

Функциональный  уровень

Описанный выше подход применяется в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового.

Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений фиксируются и анализируются данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:

• первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий(общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;

• выявлению и осознанию сущности и особенностейизучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;

• выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношениймежду объектами и процессами.

При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:

• стартовой диагностики;

• тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;

•  творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.

Решение о достижениии  планируемых результатов или об освоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. В период введения Стандарта критерий достижения/освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровн

1.3.2. Особенности оценки личностных результатов

Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий.

Сформированность  основ гражданской идентичности личности
Готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования
Сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание

В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня.

Для оценки 4 компонентов личностной компетентности учащихся можно использовать следующий инструментарий:

Индивидуально- психологическая компонент. Психодиагностический метод: диагностика интеллектуальных и творческих способностей (методика «Штур», CPQ и HSPQ Кеттелла, тест школьной тревожности Филлипса).

Мотивационно-ценностный. Психодиагностический метод: 5-8 классы – диагностика школьной мотивации ( методики Н.Лускановой и др.), 8-9 классы- диагностика интересов и учебной мотивации (методики А.Реана, А. Голомштока, Е. Климова)

Метод экспертных оценок: соблюдение правил и норм поведения, софрмированность индивидуального стиля, учебной деятельности, самостоятельность в учебной деятельности. Анализ успеваемости

Коммуникативный: метод социометрии. Наблюдение за поведением детей в учебной и внеучебной деятельности (умение взаимодействовать в учебной, творческой, проектной деятельности с использованием, например, карты  наблюдения для определения уровня сформированности информационных и коммуникативных умений учащихся, карты наблюдения для определения уровня коммуникативных умений учащихся при публичном представлении работы)

1.3.3. Особенности оценки метапредметных результатов

Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов. Одним из инструментариев является методика «Штур», которая позволяет определить уровень усвоения понятий разных учебных циклов, а также тест «Эрудит»,  с помощью которого определяется сформированность основных учебных процессов.

Основным объектом оценки метапредметных результатов является:

1.      Способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятель-ному пополнению, переносу и интеграции.

2. Способность к сотрудничеству и коммуникации .

3. Способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику.

4. Способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития

5. Способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур.

1.      Стартовая диагностика (выполнение стартовых метапредметных работа, предлагаемых НИИ «Эврика» в октябре для учащихся 5 класса)

•        Погружение в проектную задачу учащихся 5-6 классов позволяет продиагностировать уровень сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации, а также учебной грамотности

2.      Текущая диагностика

•         учебные исследований (Карта  наблюдения для определения уровня сформированности учебной грамотности учащихся)

•          учебные проекты (погружения учащихся 6-9 классов в проектную деятельность два раза в год)

•         учебно — практические и учебно — познавательные задания

3.      Промежуточная диагностика

•         комплексные работы на межпредметной основе, основанные на работе с текстом

•         тематические работы по всем предметам

4.      Итоговая диагностика

•         итоговые комплексные работы на межпредметной основе, направленные на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом; ( итоговые метапредметные работы, предлагаемые НИИ «Эврика»)

•         защита итогового индивидуального проекта (конкурс индивидуальных проектов учащихся 9-х классов)

 Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Оценка  внеучебных  достижений  выпускников  основной  школы

Оценивание внеучебных результатов является важным в становлении  личности учащегося и поэтому  нуждается в институциональном оформлении. Необходимо  подчеркнуть, что внеучебные  достижения  школьников  связаны не только  с освоением предметных областей  учебного  плана  школы, но и с участием  детей в разнообразных видах  образовательной  деятельности. Как правило, разные виды внеучебной  деятельности связаны с приобретением  школьником  реального  социального  опыта. Именно благодаря этим видам деятельности и формируется здесь и сейчас социальный опыт подростка. Во внеучебной  деятельности  дети также имеют  свои образовательные  результаты, в которых можно выделить три уровня:

Первый уровень результатов– приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов– формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов– получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде.

Форма накопления как учебных, так и внеучебных результатов и  достижений школьников  — портфолио.

Конкурс портфолио в школе проводится каждый год в апреле месяце. Портфолио позволяет информационно обеспечить достижения индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, документально демонстрировать спектр его способностей, культурных  практик, интересов, склонностей. Таким образом, портфолио ученика —  это комплект документов, представляющих совокупность сертифицированных индивидуальных учебных и внеучебных достижений, играющих роль индивидуальной накопительной оценки.

В рамках  государственной  итоговой аттестации на основе  портфолио фиксируются только итоговые результаты внеучебных достижений. Здесь портфолио выступает только средством накопления  своих достижений, на основе которых и подводятся итоги.

Итоговыми результатами внеучебных достижений за период основной школы  могут быть:

·        участие в конкурсах, выставках выше школьного уровня;

·        победа в конкурсах, выставках, соревнованиях;

·        участие в научно-практических конференциях, форумах;

·        авторские публикации в изданиях выше школьного уровня;

·        авторские проекты, изобретения, получившие общественное одобрение;

·        успешное прохождение социальной и профессиональной практики;

·        плодотворное участие в работе выборных органов общественного управления и самоуправления;

·        получение грантов, стипендий, премий, гражданских наград;

Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от основного к среднему (полному) общему образованию

На итоговую оценку на ступени основного общего образования выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов основного общего образования.

Итоговая оценкавыпускника формируется на основе:

• результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам, зафиксированных в оценочных листах, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе;

• оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам;

• оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта;

• оценок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (далее — ГИА).

При этом результаты внутришкольного мониторинга характеризуют выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения. А оценки за итоговые работы, индивидуальный проект и работы, выносимые на ГИА, характеризуют уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по изучаемым предметам, а также уровень овладения метапредметными действиями.

На основании этих оценок делаются выводы о достижении планируемых результатов (на базовом или повышенном уровне) по каждому учебному предмету, а также об овладении обучающимся основными познавательными, регулятивными и коммуникативными действиями и приобретении способности к проектированию и осуществлению целесообразной и результативной деятельности.

Педагогический совет образовательного учреждения на основе выводов, сделанных классными руководителями и учителями отдельных предметов по каждому выпускнику, рассматривает вопрос об успешном освоении данным обучающимся основной образовательной программы основного общего образования и выдачи документа государственного образца об уровне образования — аттестата об основном общем образовании.

В случае если полученные обучающимся итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о выдаче документа государственного образца об уровне образования – аттестата об основном общем образовании принимается педагогическим советом с учётом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях его обучения в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.

Решение о выдаче документа государственного образца об уровне образования — аттестата об основном общем образовании принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики обучающегося, с учётом которой осуществляется приём в профильные классы старшей школы. В характеристике обучающегося:

• отмечаются образовательные достижения и положительные качества обучающегося;

• даются педагогические рекомендации к выбору направлений профильного образования с учётом выбора, сделанного выпускником, а также с учётом успехов и проблем обучающегося.

Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, подтверждаются материалами мониторинга образовательных достижений и другими объективными показателями.

1.3.7. Оценка результатов деятельности школы.