1. Общие положения
- Настоящее положение о рабочей программе в МОУ «АСОШ№3» разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06,10.2009 № 373, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577;
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1578;
- Профессиональным стандартом педагога от 18.10.2013 №544, утвержденный приказом Минтруда РФ;
- Учебным планом школы;
- Примерной программой дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию;
- Федеральным перечнем учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
- Рабочая программа – это локальный нормативный документ, определяющий объём, порядок, содержание изучения учебного предмета (курса, дисциплины, модуля), требования к результатам освоения основной образовательной программы общего образования обучающимися (выпускниками) в соответствии с ФГОС в условиях Школы.
- Цель рабочей программы — создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области).
- Задачи рабочей программы:
- дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного учебного предмета (курса, дисциплины, модуля);
- определить содержание, объем, порядок изучения учебного предмета (курса, дисциплины, модуля) с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса Школы и контингента обучающихся.
- Функции рабочей программы:
- Нормативная: является документом, обязательным для выполнения в полном объеме:
- Целеполагающая: определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
- Определяющая содержание образования: фиксирует состав элементов содержания, подлежащих освоению обучающимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
- Процессуальная: определяет логическую последовательность освоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
- Оценочная: выявляет уровни освоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки планируемых результатов освоения материала обучающимися.
- Рабочая программа входит в состав содержательного раздела основной образовательной программы.
- К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности Школы в рамках реализации образовательной программы, относятся:
- программы по учебным предметам (образовательной области);
- программы внеурочной деятельности;
- программы элективных курсов, курсов по выбору;
- программы факультативных занятий.
2. Разработка рабочей программы
- Разработка и утверждение рабочих программ относится к компетенции Школы и реализуется ею самостоятельно.
- Рабочая программа составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету (курсу, дисциплине, модулю).
- Учитель выбирает один из нижеследующих вариантов установления периода, на который разрабатывается рабочая программа:
- рабочая программа по учебному предмету разрабатывается на учебный год;
- рабочая программа по углубленному изучению
предметов в 10-11 классах разрабатывается на тот период реализации ООП, который
равен сроку освоения учебного предмета (курса, дисциплины, модуля).
- Рабочая программа учебного предмета, дисциплины, курса (модуля) является основой для создания учителем тематического планирования на каждый учебный год.
- Учитель, опираясь на примерную программу дисциплины, утвержденную Министерством образования и науки Российской Федерации (или авторскую программу, прошедшую экспертизу и апробацию), вправе:
- раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в ФГОС;
- расширять, углублять, изменять, формировать содержание обучения, не допуская исключения программного материала;
- устанавливать последовательность изучения учебного материала;
- распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами, уроками по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов Школы;
- конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися;
- включать материал регионального компонента по предмету;
- выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся;
- заменять лабораторные работы, практические и экспериментальные работы другими сходными по содержанию, в соответствии с поставленными целями;
- распределять резервное время.
2.6. Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы и индивидуальные особенности обучающихся.
3. Оформление и структура рабочей программы
- Рабочая программа учебного предмета должна быть выполнена на компьютере. Текст набирается в редакторе Word шрифтом TimesNewRoman, кегль 12, межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, поля с правой стороны – 2 см; слева-3 см; вверху и внизу – 2 см, на листах формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Титульный лист считается первым, но не нумеруется.
- Структура рабочих программ учебных предметов, курсов должны содержать:
- Титульный лист.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
- Содержание учебного предмета, курса.
- Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
- Структура рабочей программы курсов внеурочной деятельности должна содержать:
- .Титульный лист.
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
- Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
- Тематическое планирование.
- Обязательным приложением к рабочей программе является тематическое планирование, представленное в виде таблицы.
- Все структурные элементы рабочей программы должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.
Требования к структурным элементам рабочей программы
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Примерный образец
Предмет/курс | Планируемые результаты | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность | УУД (регулятивные, познавательные коммуникативные) | |||
Содержание учебного предмета
Раздел | Описание содержания | Количество часов |
Тематическое планирование
№ | Название темы | Количество часов | Внеурочные формы |
Название раздела | |||
1 | Тема | 1 | |
2 | Тема | 1 | |
3 | Тема | 1 | |
Название раздела | |||
4 | Тема | 1 | |
5 | Тема | 1 | |
6 | Тема | 1 |
- Рабочая программа оформляется в печатном варианте в двух экземплярах. Один экземпляр рабочей программы хранится у учителя в течение всего периода ее реализации, один экземпляр сдается в учебную часть.
4. Рассмотрение и утверждение рабочей программы
- Утверждение программы предполагает следующие процедуры:
- обсуждение программ на заседании предметного методического объединения до 20 июня;
- получение согласования у заместителя директора по УВР до 28 августа;
- программа вводится в действие приказом руководителя школы не позднее 01 сентября.
- Допускается проведение экспертизы программы с привлечением внешних экспертов.
- В случае несоответствия программы установленным требованиям заместитель директора по НМР и заместитель директора по УВР направляют программу на доработку с указанием конкретного срока исполнения.
- Все изменения, дополнения, которые педагоги вносят в программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора по НМР и УВР утверждены директором.
Локальный акт действует до замены его новым